Индонезия 1900: гороскоп, брак, развод, роды, похороны

0

Яванцы, как мусульмане, могут иметь несколько жен. Но правом этим пользуются лишь принцы и особы высшего класса, тогда как единоженство составляет правило среди простого народа.

Яванец — нежный супруг и отец. Он любит свою жену, которая почти равноправна с мужем и пользуется большой свободой (яванки все ходят с открытыми лицами). Тем не менее яванец по закону очень легко, слишком даже легко, может развестись со своей женой и взять себе другую подругу жизни.

Совершение браков обставлено чрезвычайно сложными церемониями, и ему всегда предшествует астрономическое или, вернее, астрологическое вычисление и определение. Требуемый указания почерпаются из особого руководства, именуемого “Posatoan”. Исходною точкой служит яванский алфавит, состоящий из 20 букв и слогов, из которых каждому соответствует известная кабалистическая цифра. Величина эта именуется “непту”.

Непту с своей стороны имеет соотношение к 7 и 5 дням яванской недели и к фазисам луны в яванском году. Так, ha = 6, ga = 1, nga = 2 и т. д. Начальный буквы имен жениха и невесты слагаются вместе, полученная сумма делится на 7, и смотря по тому, получается ли остаток и какой, “дукун” определяет, имеет ли вообще состояться брачный союз, и какие будут свойства и последствия оного. Возьмем в пояснение два примера: жениха зовут Гатут, невесту — Алима. Начальные буквы обоих имен, сложенный вместе, дают как раз цифру 7, то есть, после деления на 7 не получается никакого остатка. Это — самое благоприятное условие. Про такую пару дукун говорит, что лучшей комбинации желать нельзя, так как это “дилала анему [1035] капенак”, т. е. предопределение свыше, и что такой брак будет благословен аллахом. Если получается остаток 1, как, например, при сочетании имен Махмуд и Карсия, то это означает, или что родители не будут иметь детей, или же что они их потеряют в нежном возрасте.

Впрочем, вышеприведенная есть лишь одна из разнообразных комбинаций с непту; смотря по тому, какую ценность придают каждому отдельному непту, получаются из сопоставления и группирования оных различные выводы, имеющие решающее влияние на заключение браков. В свою очередь, из этих комбинаций составлен целый лексикон или кодекс, но выяснение этой системы завлекло бы меня слишком далеко.

Кроме непту, влияние на благополучие браков оказывают еще различные месяцы в году. Так, браки, состоявшиеся в первом месяце, мухарреме или суре, яванского года, предвещают смерть всем членам семьи, второй месяц, сапар, обещает мужу и жене денежный затруднения и долги. Из того, однако, обстоятельства, что нет такой яванской семьи, которая не выходила бы всю жизнь из невылазных долгов, можно бы прийти к заключению, что на Яве большинство браков совершается именно в месяце сапаре.

Яванское летосчисление опять таки не простое, а весьма сложное. Високосный год “винду” возвращается периодически через каждые 8 лет. Есть недели по 7 дней и так называемая базарная неделя в 5 дней. Из семидневных недель составляется цикл в 30 недель, именуемый “вуку”.

Когда гороскоп оказался благоприятным, родители молодой девушки и жених ее определяют между собою цену невесты “тумбасан” или “маскавин” (буквально — свадебное золото). Они также условливаются насчет “сасраханана”, или вознаграждения натурою, которое за невесту полагается. Ценность маскавина обыкновенно не превышает одного таля, точнее 0,05409 веса одного килограмма серебра, что составляет около 5 голландских гульденов. Сасраханан состоит из съестных припасов: риса, плодов, кухонной посуды, иногда из коров, буйволов и изукрашенных носилок для брачной процессии. Когда жених побогаче, то вечером того же дня совершается в доме родителей прием с пиршеством (сламатан) в честь пророка Магомета и душ праотцев, дабы они благословили союз. При этом присутствует имам и произносит молитвы.

Такая вечеринка именуется “мидадарени”, т. е. ожидание нимф небожительниц, которые должны оказать брачной паре свое покровительство. Всю ночь продолжаются угощения с музыкой и танцами, и во всю ночь молодые не должны ни на минуту отдыхать или сомкнуть глаз, иначе это предвещает беду. [1036]

На другой день совершается самый обряд венчания в мечети или на дому, у богатых людей, при чем почетные представители семьи громко произносить магометанский символ веры.

Тотчас после церемонии, жених, дабы оказать своему тестю и имаму почтение и повиновение, обнимает и целует их колена; затем молодые следуют в торжественной процессии, жених на коне, а невеста на носилках вокруг и через всю дессу, сопровождаемые родственниками и любопытными музыкантами, баядерками и грохотом спускаемого фейерверка, до которого все яванцы страстные охотники.

Обыкновение требует, чтобы молодая первою из всех вступила в дом своего мужа, где она умывает ему ноги в знак почтения и повиновения. После этого муж берет жену за правую руку и ведет ее к парадному брачному ложу, выставленному на показ в главной приемной комнате. Присутствующие бросают на пути следования молодых рис и мелкую медную монету, что должно обозначать будущее благосостояние и изобилие всего хорошего в доме. Молодые садятся на диван или на лавку рядом с брачным ложем, которое изображает более парадное седалище, чем постель, и муж выкладывает у ног жены пригоршни ржи, плодов и монет. Этим он, так сказать, наглядно демонстрирует публике, каким образом он имеет в виду заботиться о содержании своей супруги…

В полночь подруги молодой вводят ее в брачный покой и призывают мужа. Но уже час спустя к ним входят родственницы мужа и жены с факелами и фонарями. Они суетятся и делают вид, будто по всем углам и закоулкам комнаты разыскивают молодых. Они открывают, наконец, занавеси брачного ложа и, найдя мужа и жену, окропляют их водою, желая им всякого благополучия. Несколько дикая и стеснительная для молодых церемония эта есть также символический остаток индусской старины. Проделывается она с целью напомнить супругам те баснословный времена, о которых повествуют яванские театральный драмы, когда молодых принцесс среди первой же брачной ночи похищали злые демоны и чародеи. Это есть живое memento мужу, чтобы он не дремал, иначе то же самое может приключиться и с его супругой.

На третий и следующие дни новобрачные делают визиты отцу и матери, свекру и свекрови, в доме которых, согласно старому обыкновению, они обязательно должны провести одну ночь, но на этот раз уже покой мужа и жены не нарушается шумным и внезапным вторжением факельщиц.

Совершеннолетие наступает для яванца по достижении им 15 — 16-ти-летнего возраста, после обрезания, которое совершается около того же времени. Девочки достигают совершеннолетия уже [1037] 2 — 3 годами раньше, а в возрасте 12 — 13 лет они уже выходить замуж. Браком сочетаются также и дети в нежном еще возрасте, как это делается у индусов, но браки такого рода, именуемые “висящими”, остаются недействительными до достижения обрученными законного возраста.

Часто случается, что дочери принцев или лиц, принадлежащих к высокой яванской аристократии, выходят замуж за простолюдинов; в таком случае будущих супругов возводить сперва в дворянское достоинство. Тем не менее, такой новой формации дворянин чувствует и считает себя ниже своей жены. Он оказывает ей не только публично и дома, das l’intimite, внимание и уважение; сидя на корточках, он проделывает “sembah”, яванское приветствие, на полу перед супругой, которая восседает выше мужа на диване.

Расторжение брака совершается, согласно мусульманскому праву, вследствие, например, вероотступничества одного из супругов, а также путем развода. Муж может отделаться от жены еще в том случае, если они оба нравами не сходятся и ссорятся между собою, или если жена не оказывает мужу должного повиновения. При этом муж может еще произнести проклятие (кулук) над своею супругой. Муж может тотчас же взять себе другую подругу жизни. Что же касается жены, то если она беременна в момент расторжения брака, то обязана выждать после родов еще 4 месяца и 10 дней до заключения новых брачных уз. То же предписывается в случае вдовства жены.

Расторжение брака может быть также вызвано по инициативе жены, если она обвинить мужа в физической неспособности к исполнению супружеских обязанностей, в невыдаче обратно “маскавина”, полученного от невесты, в сумасшествии и в том случае, “если вследствие накожной болезни тело и лицо мужа покрывается светлыми пятнами, так что он походить на темнокожего альбиноса” (sic).

Расторжение брака при этих условиях, именуемое “пегатан рапак”, совершается яванским судьею и имамом. Наконец, муж имеет просто право удалить и прогнать жену, которая перестала ему нравиться; он от себя дает ей формальный разводный документа и отсылает ее обратно к ее семейству, возвратив полученный маскавин. Этот способ, именуемый “talak”, самый употребительный и при том самый произвольный, так как муж не обязан ничем мотивировать своего решения, для приведения которого в исполнение достаточно одной его воли и даже его каприза. Правда, тот же муж, оттолкнувший от себя жену без всякого повода, может по прошествии известного времени взять ее к себе обратно.

Во всех случаях развода и расторжения брака обычай — адат, [1038] и мусульманское право — шариат предписывают, как поступить с детьми, происшедшими от брака.

Все приведенный выше и последующие сведения относительно яванских нравов и обычаев я почерпнул из интересной книги Th.. Maijer’а: “Яванец, как член яванского общественного строя”.

Укажу здесь еще на особенность, лишний раз свидетельствующую, что религия яванцев не есть исламизм чистейшей воды, а что она напротив сильно перемешана с суевериями астрологического свойства и индусского происхождения. Так, день и час рождения ребенка играют важную роль и оказывают значительное влияние на будущую судьбу, удачу или неуспех в жизни новорожденного. Понедельник, например, и притом 6-й, 7-й, 12-й, 1-й и 2-й часы благоприятны для появления на свет младенца женского пола, тогда как для мальчика считаются благоприятными часы 3-й, 4-й, 5-й, 8-й, 9-в и 11-й того же дня.

Выбор имени для ребенка также составляет весьма сложную операцию. Оно находится в зависимости от года, месяца, дня, часа и места рождения, от окружавших родильницу в момент родов предметов одушевленных и неодушевленных и пр.

При рождении ребенка родители меняют свое имя и принимают имя новорожденного с присоединением к оному слов “пак” (отец) и “бок” (мать): для мальчика, например, Пак-Саридья, для девочки Вок-Салем.

Траур, подобно китайцам, яванцы носят белый. В головах умерших ставятся ребром камни, напоминающие формою индусские “лингамы”.

День и час смерти бывают благоприятны и неблагоприятны. К первой категории относятся “святые дни” — вторник и пятница. Народное суеверие придает особую таинственную силу белому полотняному савану людей, умерших именно во вторник или в пятницу, и часто случается, что трупы таких покойников подвергаются поруганию со стороны лихих людей, которые отрезают и уносят куски савана с целью сделаться невидимками при совершении краж и преступлений.

Погребение у яванцев, как и у остальных мусульман, совершается почти немедленно после смерти и всегда днем, до заката солнца, самое же позднее в течение первых 18 — 20 часов. При такой системе нередко случается, что в землю закапываются люди еще живые, как о том свидетельствуют разрытые могилы, в которых покойники зачастую найдены были в неестественно исковерканных позах.

Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
Бакунин М.М. При дворе императора в Суракарте (Соло). (Центральная Ява) // Исторический вестник, № 9, 1900
Фото: личный архив

Разбивка оригинального текста сочинения на тематические фрагменты и их описательные названия сделаны редакций «Бизнес и отдых» для удобства восприятия современного читателя.

Индонезия 1900: о яванцах и дворе сусухунанов
Индонезия 1900: меры против отравления правителя
Индонезия 1900: гороскоп, брак, развод, роды, похороны
Индонезия 1900: аристократия, титулы, сословия
Индонезия 1900: легенды и истории о чудесах

×××××
ИНДОНЕЗИЯ: РЕТРО СЕРИЯ
Модест Модестович Бакунин (1848 — 1913),
дипломат, российский консул в Батавии (Джакарте) с 1894 по 1899 год.
Индонезия: Батавия XVI-XVIII веков
Индонезия XIX век: люди и нравы
Индонезия XIX век: женщины и яды
Индонезия XIX век: птицы, звери, цветы Явы
Индонезия XIX век: тропические фрукты на русский вкус
Индонезия XIX век: малайцы в услужении
Индонезия XIX век: виртуозность воров
Индонезия XIX век: расходы экспатов в Батавии

×××××
Княгиня Ольга Александровна Щербатова (1857-1944)
Индонезия XIХ век: история и правители Явы
Индонезия XIХ век: европейцы на Яве
Индонезия XIX век: жители Явы
Индонезия XIХ век: Боробудур в 1893 году

×××××

ИНТЕРЕСНОЕ: ДРУГИЕ СТРАНЫ
Таиланд: 10 историй о храмах и предсказаниях
Таиланд: символика и значение флага
Вьетнам: 45 историй современного культурного контекста
Вьетнам: 7 историй об очевидном и невероятном
Вьетнам: 22 истории про Тэт
Япония 1855: записки священника Василия Махова
Япония: 33 интересные истории прошлого и настоящего

×××××
ВЬЕТНАМ: БИЗНЕС
Вьетнам: свой бизнес (часть 1)
Вьетнам: свой бизнес (часть 2)
Вьетнам: свой бизнес (часть 3)
Вьетнам: свой бизнес (часть 4)
Вьетнам: свой бизнес (часть 5)
Вьетнам: ресторанный бизнес в Муйне

×××××

ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Вьетнам: рейтинг бизнеса 2017
Гонконг: рейтинг бизнеса 2017
Индонезия: рейтинг бизнеса 2017
Малайзия: рейтинг бизнеса 2017
Сингапур: рейтинг бизнеса 2017
Тайланд: рейтинг бизнеса 2017
Ю.Корея: рейтинг бизнеса 2017
Япония: рейтинг бизнеса 2017