Бизнес в Японии: менталитет

0

Для многих россиян Япония всегда ассоциировалась со страной сбывающихся надежд, «где получится все, за что бы не взялся. Однако те, кому вдруг захотелось завязать партнерские отношения с представителями японского бизнеса, сталкиваются с необъяснимыми для русских проблемами.

Во-первых, необходимо задаться вопросом: «А почему это японцы вообще должны сотрудничать именно с вами?» Каждый отдельно взятый японец ничего в России не терял и искать ему тут, в общем-то, нечего. Кроме того, надо помнить, что он ведь тоже предприниматель и в любом предприятии ищет выгоду для себя. Заинтересовать японцев в сотрудничестве достаточно сложно, но возможно. Пока они не будут уверены в том, что их никто не обманет, что каждый получит указанный в контракте кусочек прибыли, и что все условия договора будут выполнены, никакие проекты не сдвинутся с места.

Иногда русские бизнесмены жалуются, что японцы ведут бизнес как-то не по-русски и совсем не подстраиваются под партнера. В этом случае работает принцип «начни с себя». Кто хочет сотрудничать, тот и должен начать подстраиваться первым. Если показать японцам свою искренность, открытость, способность к компромиссу и стремление понять и соблюдать их стиль работы, то они охотнее пойдут на контакт. Все это не прихоти японского бизнеса и японцев в целом, а результат исторического развития. За последние два века в Японии сложилась четкая модель поведения в сфере труда и отношения к нему. Рядовой японец считает своим долгом работать так, как его отец и т.д., пусть даже этот долг его тяготит. Система отлажена настолько, что она функционирует с небольшими изменениями уже на протяжении многих веков. Любые сбои в этой системе воспринимаются как стихийное бедствие.

Как показала история, основной причиной сбоев системы были иностранцы, поэтому японцы относятся к ним с большим недоверием. Поэтому немало будет переговорено, выпито и переговорено, пока японец решится на какие-либо действия.

Больше всего японские бизнесмены боятся непредсказуемости, а для русских непредсказуемость – это стиль жизни. Ситуации, когда все решается сейчас, переигрывается через час и делается наоборот на следующий день, в России случаются постоянно. Для Японии это немыслимо.

Автор: Ольга Хованчук, к.и.н
Координатор международных связей
Международного отдела Префектуры Ниигата
Подготовлено для проекта «Бизнес и отдых»