Индонезия 1900: легенды и истории о чудесах

0

Приведу для примера несколько таких рассказов, которые я заимствую из голландского и малайского перевода яванских легенд, собранных вышеупомянутым Мейером в различных резидентствах Явы.

Легенды эти в русском переложены появляются здесь впервые перед русскою публикою.

1) Священный камень в Тугу, именуемый яванцами Embah Bodo, т. е. глупый дедушка (легенда из резидентства Мадиун).
Во время оно проживал в местности Тугу некий пандит (отшельник, учитель), который славился своими познаниями, но стремился достигнуть еще высшей степени учености и власти, для чего он постоянно постился и молился. Дабы испытать его силу воли, боги послали ему однажды фею (видадари), которая в образе прекрасной женщины должна была отвлечь его от его святых занятий. Злополучный пандит смертельно влюбился в очаровательницу, позабыл о посте и молитве и объявил, что он готов скорее превратиться в каменный столб, чем лишиться своей прелестной подруги. В тот самый момент, однако, когда пандит намеревался заключить фею в свои объятия, видадари исчезла в пространстве, старец же был превращен в каменный столб. Между тем, ученый муж сей должен был знать, что имеет дело не с человеческим существом, а с волшебницею, небесною феею, обладающею сверхъестественными силами.

Вот почему в добродушной иронии своей яванцы обозвали “глупеньким дедушкою” сего неразумного, неосторожного старца. Народная фантазия приписывает каменному олицетворению пандита сверхъестественные свойства, как-то: давать советы и исполнять желания верующих, обращающихся к столбу с этою целью, и пр.

2) Чудесный конь в Баньяпути.
Во время оно проживал в десса (селе) Баньяпути простой крестьянин. Он держал кобылу, которая перевозила на базар плоды, рис и сельские продукты. От кобылы этой родился жеребец, который отличался тою особенностью, что не имел вовсе зубов. Жеребец питался не травою, а бананами, и при том съедал им же очищенный от кожи плод банана, но никогда никто не видел, каким образом он сперва снимал эту кожу. Многие были убеждены, что жеребец этот не что иное, как “sembrani”, т. е. мистический конь с невидимыми крыльями на ногах. Однажды хозяину приснилось, что его посетил седой старик, который поведал, что конь этот действительно сембрани, божественного происхождения, и что простому смертному не дозволено таким конем пользоваться. Сембрани не суждено было жить на этой грешной земле, он должен был возвратиться в свою небесную обитель в тот момент, когда с горы Лаву низвергнется вниз могущественный поток, который разрушить все на пути. Неизвестный старец прибавил, что этот момент наступил, и приказал крестьянину, не теряя времени, с чадами и домочадцами переселиться на вершину горы Лаву, коня же оставить в конюшне. Крестьянин исполнил все, как ему было предписано, и с вершины горы мог видеть, как низринувшийся поток затопил всю местность внизу, и как чудесный сембрани, подхваченный волною, с веселым ржанием вынесен был потоком и исчез в море. Уверяют, что в той местности, в которой раздалось ржание сембрани, еще и ныне водятся кони особенно выносливой и сильной породы.

3) Гора Лаву.
Во время оно, давно это было, гора Лаву вершиною своею касалась самого неба. На горе жил великий чародей Самар, который забавлялся тем, что выходил на вершину горы, снимал с неба и снова прикреплял к горизонту звезды. Это занятие его, наконец, надоело звездам, и они решили произнести проклятие над чародеем и над самою горою. Вследствие сего они Самара превратили в маленького уродливого карлика, между тем как вершина горы провалилась. Тогда Самар взял в руки часть ввалившейся горы, с целью погрузить оную в Индийский океан. Работал он ночью, дабы ничье человеческое око не могло его при этом увидеть. Таким образом, Самар с ношей своею однажды приблизился к селению Тьянкринг, где поселяне собирали рис и измельчали оный в ступках. Полагая, что они его заметили, и что при приближении его люди подали сигнал медными пестами, Самар уронил верхушку горы на поле, а сам исчез. Гора эта, именуемая высокой, и ныне еще возвышается среди ровной местности. Но Самар вскоре убедился, хотя и слишком поздно, что люди просто работали в поле и никакого сигнала не подавали. Тогда он над деревней Тьянкринг произнес проклятие в том смысле, что впредь в дессе никто Не может жениться в юном возрасте, и что браки будут заключаться только между людьми в зрелых летах. Боги одобрили это решение, и вот почему и ныне в Тьянкринге браки совершаются между людьми немолодыми.

4) Гизик Пенгадон-аям.
На побережье южного моря есть местность, известная под именем Пенгадон-аям, т. е. арена петушиных боев. Утверждают, что каждую пятницу ночью здесь слышны крики, пение и шум крыльев дерущихся петухов, а также рукоплескания зрителей, но при этом не видно ни тех, ни других. Здесь, действительно, в прежние времена собирались любители петушиных боев.

5) Дикие псы в Прамбу Далеме.
В дессе Ванасиди есть пещера Прамбу Далем, в которой живут сотнями дикие псы. Выход грота находится под водою. Утверждают, что можно призвать этих диких псов на помощь против диких кабанов и иных зверей, уничтожающих посевы, и что псы эти имеют патроном шайтана (дьявола). При гроте состоит смотритель, которому властью шайтана даны человеческий образ и свойства. К этому-то смотрителю и обращаются с просьбами и жертвоприношениями, состоящими из цветов, плодов, риса и денег. Если молитва верующего услышана, дикие псы сотнями выходят из грота и кидаются на кабанов и прочих зверей, которых и уничтожают. Но обращаться к шайтану не всегда безопасно. Если ему, например, покажется недостаточным жертвоприношение, он посылает диких псов своих не на кабанов, а на собственные стада просителей. Далее шайтан переселяется иногда в тела некоторых лиц, который начинают прыгать, кричать и бесноваться. В таком случае, этим бесноватым нужно отдать все, чего бы они ни потребовали. Такие люди считаются братьями и сестрами самого шайтана, они одарены большею властью, чем обыкновенные смертные.

6) В резидентстве Рембанг есть местечко Тубан, известное некоторыми своими особенностями. Так, на берегу моря есть колодезь с чистою и пресною водою, несмотря на близость моря и на то, что при приливах морская вода проникает внутрь колодца. Колодцу этому приписывают следующее происхождение. В первые годы пропаганды и введения ислама на Яве, жил в Тубане знаменитый муж и законоучитель Сунан-Бонанг, ученость которого известна была далеко за пределами Явы. Дабы иметь с Бонангом свидание и публичную диссертацию, прибыл однажды в Тубан один известный законоучитель с затаенною целью посрамить Бонанга. Прибывший потерпел крушение и выброшен был на берег в Тубане. Проходивший случайно Бонанг увидел своего соперника, остановился, начал с ним разговаривать и воткнул в землю свой посох. Из-под посоха тотчас же забил ключ пресной воды. Это чудо произвело на чужеземца столь сильное впечатление, что он из противников Бонанга сделался его послушным учеником и последователем. Вокруг могилы Бонанга и ныне еще существуют целебные источники и дом, которому приписывают таинственное и божественное происхождение, так как никто не видел, кем и когда дом сей был сооружен.

7) Легенда из резидентства Дьяпара.
Это рассказ юмористического содержания. Во время оно, в местечке Дьювана, супруга одного из принцев Картасуры была беременна и возымела желание поесть огурцов. Но во всем государстве не существовало ничего подобного, и никто не имел определенного представления о том, чего собственно желает принцесса. Тогда принц отправил особого посланного, наказав ему во что бы то ни стало разыскать и принести желаемый огурец. После долгих поисков гонец разыскал у одного старого поселянина огород и в нем всего один лишь огурец, который и был тотчас же приобретен. Но старик крестьянин не сумел сказать ни имени местности, ни названия неизвестного ему растения, так что и государю своему посланный не мог доложить ничего определенного. Тогда принц назвал Друдьювана (а по сокращении Дьювана) место, где обретен был огурец, самый же огурец получил название и затем известен под именем тимун-ватанг.

8) Десса Дарапайонг (буквально — кровавый зонтик).
Рассказ этот относится еще к баснословным временам, когда боги свободно появлялись на земле среди обыкновенных смертных. Однажды Нараяна (одно из побочных имен бога Вишну), гуляя с сестрой своею Сембадрой, заблудился и, разыскивая исход, воткнул в землю свой пайонг (зонтик) и сказал сестре: “садись под зонтик и подожди меня, пока я разыщу дорогу”.

Как только он удалился, Сембадра увидела приближавшегося страшного вида дракона, который грозил ее поглотить. Она в страхе и смятении бежала, оставив пайонг воткнутым в земле. Прибежавший на ее крик Нараяна узнал в драконе могущественного волшебника и чародея Нага, посланного против него его врагом Кангса. Нараяна тогда схватил заостренный бамбуковый кол и снес дракону голову, которая упала и исчезла в море, тело же чудовища превратилось в реку Синага, ныне еще существующую, а из священного пайонга вырос могущественный экземпляр дерева видара, под сению которого основана была впоследствии десса Видара Пайонг.

9) Наконец, в резидентстве Шерибонском, в дессе Сиелуман, существуют так называемые leuweung onom, т. е. очарованные леса, жилища невидимых духов вместе с болотами (rantja), над которыми тоже витают невидимые гении. Гении эти походят свойствами своими на легендарных немецких кобольдов и Heinzelmannchan, они добродушны, охотно служат человеку, исполняют за него различные полевые и домашние работы и, подобно кобольдам, не любят, чтобы за ними подсматривали и чтобы и поднимали на смех. В таких случаях они жестоко мстят человеку. Духи эти являются в базарные дни на рынок, и люди знающие тотчас могут их отличить по их костюму и внешнему виду. Духи или гении пускаются в разговоры, расспрашивают людей, но сами не терпят расспросов. Они никогда не торгуются, а знают точную цену всякого предмета и цену эту, не говоря ни слова, выкладывают перед торговцем. Они вообще безобидны, когда люди их оставляют в покое и не пристают к ним, в противном случае гении напускают на любопытных разные напасти, болезни, а порою и смерть.

Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
Бакунин М.М. При дворе императора в Суракарте (Соло). (Центральная Ява) // Исторический вестник, № 9, 1900
Фото: личный архив

Разбивка оригинального текста сочинения на тематические фрагменты и их описательные названия сделаны редакций «Бизнес и отдых» для удобства восприятия современного читателя.

Индонезия 1900: о яванцах и дворе сусухунанов
Индонезия 1900: меры против отравления правителя
Индонезия 1900: гороскоп, брак, развод, роды, похороны
Индонезия 1900: аристократия, титулы, сословия
Индонезия 1900: легенды и истории о чудесах

×××××
ИНДОНЕЗИЯ: РЕТРО СЕРИЯ
Модест Модестович Бакунин (1848 — 1913),
дипломат, российский консул в Батавии (Джакарте) с 1894 по 1899 год.
Индонезия: Батавия XVI-XVIII веков
Индонезия XIX век: люди и нравы
Индонезия XIX век: женщины и яды
Индонезия XIX век: птицы, звери, цветы Явы
Индонезия XIX век: тропические фрукты на русский вкус
Индонезия XIX век: малайцы в услужении
Индонезия XIX век: виртуозность воров
Индонезия XIX век: расходы экспатов в Батавии

×××××
Княгиня Ольга Александровна Щербатова (1857-1944)
Индонезия XIХ век: история и правители Явы
Индонезия XIХ век: европейцы на Яве
Индонезия XIX век: жители Явы
Индонезия XIХ век: Боробудур в 1893 году

×××××

ИНТЕРЕСНОЕ: ДРУГИЕ СТРАНЫ
Таиланд: 10 историй о храмах и предсказаниях
Таиланд: символика и значение флага
Вьетнам: 45 историй современного культурного контекста
Вьетнам: 7 историй об очевидном и невероятном
Вьетнам: 22 истории про Тэт
Япония 1855: записки священника Василия Махова
Япония: 33 интересные истории прошлого и настоящего

×××××
ВЬЕТНАМ: БИЗНЕС
Вьетнам: свой бизнес (часть 1)
Вьетнам: свой бизнес (часть 2)
Вьетнам: свой бизнес (часть 3)
Вьетнам: свой бизнес (часть 4)
Вьетнам: свой бизнес (часть 5)
Вьетнам: ресторанный бизнес в Муйне

×××××

ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Вьетнам: рейтинг бизнеса 2017
Гонконг: рейтинг бизнеса 2017
Индонезия: рейтинг бизнеса 2017
Малайзия: рейтинг бизнеса 2017
Сингапур: рейтинг бизнеса 2017
Тайланд: рейтинг бизнеса 2017
Ю.Корея: рейтинг бизнеса 2017
Япония: рейтинг бизнеса 2017