Индонезия: история белого раджи Джемса Брука

0

Обратимся теперь к человеку, который был самым деятельным помощником Англии в стараниях истребить морские разбои на индейских морях. С тех пор, как открытие Америки и Антильских островов представило такое обширное поприще смелости и гению искателей счастия, мы не находим в истории ни одного примера судьбы, которую можно было бы сравнить с удивительною судьбою с. Джемса Брука. /…/

Джемс Брук, второй сын Томаса Брука, чиновника Ост-Индской компании, родился в Бенгалии, 29-го апреля 1803-го года. Смерть старшего брата доставила ему обладание значительным имением, но прежде чем независимое положение позволило ему следовать внушениям своего гения, ему суждено было перенести много испытаний, он был еще очень молод, когда вступил юнкером в Бенгальскую армию.

В одном жарком сражении против Бирманов он так отличился, что индейское правительство сочло обязанностию почтить его храбрость публичными похвалами. Впрочем этот успех достался ему дорогою ценою: он был ранен пулею в грудь и принужден для излечения отправиться в Европу. Пробыв несколько времени в Англии, он поехал путешествовать по твердой земле, для довершения своего образования, равно как и для окончательного восстановления здоровья.

Когда отпуск приближался к концу, он сел на корабль, но на берегах о. Уайта претерпел кораблекрушение и воротился в Калькутту уже по истечении данного ему срока. Вероятно, начальники охотно извинили бы промедление, основанное на столь законных причинах, но молодой офицер, слишком нетерпеливый, чтобы дожидаться следствия и решения суда, тотчас подал в отставку. Эта внезапная решимость, которая, судя по обыкновенным правилам человеческой мудрости, казалась в высшей степени безрассудною, — сделалась для него источником необыкновенно блестящей судьбы.

Сир Джемс Брук приехал в Индию на корабле, которого главнейшее назначение было плавание в Китай. Желая ознакомиться с странами, которые он знал только из книг и разговоров, но которые давно занимали его воображение, он взял место пассажира на этом корабле.

Таким образом, он увидел в первый раз оо. Индейского архипелага, где должен был провести столько лет своей жизни. Ему самому, вероятно, очень трудно было бы означить с точностию день, в который овладела им мысль избрать эти восхитительные страны местом своего пребывания. Без сомнения, воображение его было очаровано прелестями природы, и в то же самое время пробудилась в нем жажда деятельности перспективою жизни, исполненной приключений; но на этот раз он еще не принял твердого намерения посвятить все свое существование на подвиг просвещения архипелагских дикарей.

Как бы то ни было, только впечатление, произведенное этим путешествием на с. Джемса Брука, было так сильно, что, не много времени спустя по возвращении в Англию, он снарядил бриг на свой собственный счет и во второй раз направил путь в китайские моря; но еще не наступило время осуществить замыслы, которые, притом, он не успел хорошенько обдумать. Отец его был жив и не захотел бы способствовать предприятию, которое казалось во всех отношениях безрассудным.

И так, будущий раджа саравакский был вынужден отложить свои замыслы за неимением денег, продать свой корабль в Индии и возвратиться в Англию без всякого результата, кроме приобретенной опытности в морском деле и более совершенного познания стран, которые предоставлено ему было избрать театром своих действий.

Кажется, что, по возвращении в отечество, он жил почти так же, как живут все молодые люди, которых будущность обеспечена. Он был смелый наездник, неустрашимый охотник, ревностный член морских клубов, и превосходно плавал. В глазах толпы ничто не отличало его от сверстников; но те, которые имели случай узнать его короче, уже тогда предсказывали, что, если ничто не остановит его на избранном пути, он будет уметь составить себе громкую славу.

Отец его умер, и в 1838-м г., т. е. 18 лет спустя после первого путешествия в Китай, он решился осуществить предприятие, которое должно было увековечить его имя. Ему исполнилось тогда 35 лет; состояние его было довольно значительно и позволяло ему устроить на широкую ногу приготовления к путешествию. Наконец он дождался исполнения мечты, которая так давно занимала все его помышления; но врожденная осторожность не оставила его и в этом случае.

Экипаж корабля состоял только из 20-ти человек, но он выбрал их с величайшим старанием и приготовил к перенесению всех трудностей предприятия, так что мог совершенно положиться на их деятельность и верность. Корабль его «Роялист» был снабжен 6-ю пушками, несколькими фальконетами и множеством оружия всякого рода, чтобы быть в состоянии дать хороший отпор пиратам.

Он вышел в море в октябре месяце 1838 г., а 15-го августа следующего года бросил якорь в реке Сараваке, перед резиденциею раджи Муды Гассима. По видимому, ни в минуту отплытия из Англии, ни даже в первый период своего пребывания на о. Борнео, сир Джемс Брук не предвидел будущности, которая его ожидала.

Его единственною целию, казалось, было двух- или трехлетнее путешествие, предпринятое для исследования Индейского архипелага. Он всегда имел желание посещать неведомые страны и изучать неизвестные породы людей. В дневнике его мы находим многочисленные доказательства давности этой любимой мечты, с которою в уме его соединялась еще надежда увеличить свои познания в естественной истории.

Он покидал Англию совсем не с тем намерением, чтобы сделаться покровителем жителей архипелага. Он не был ни Дон-Кихотом, ни Оберлином, а просто человеком с умом и душою, который не мог быть свидетелем жестоких притеснений и не желать положить им конец. Жестокости Малайцев с Диаксами, зверские поступки самых Диаксов, сделавшихся пиратами, с их родичами, пробудили его негодование, когда он сделался их невольным свидетелем. Обстоятельства, среди которых судьба внезапно его бросила, требовали ловкости политика, равно как и энергии солдата, и он умел удовлетворить этому двоякому требованию своего нового положения.

Первый успех вскоре породил другой, потом третий, и так далее, до тех пор, пока, в одно прекрасное утро, простой английский дворянин, покинувший друзей и отечество, чтобы совершить романическое путешествие на Зондские острова, увидел себя верховным обладателем княжества в империи Борнео, дотоле почти неизвестной.

Это еще не все. Поведение того же самого человека было во всех отношениях так достойно уважения, что заслужило одобрение значительных лиц в его отечестве, что он сделался достойным предметом королевских милостей, и, троекратно обвиненный завистливыми соперниками пред английским парламентом, троекратно получал от этого знаменитого собрания блистательные доказательства уважения, которые перейдут в потомство.

Когда сир Джемс Брук в первый раз приехал в Саравак, страною правил раджа Муда Гассим, от имени своего племянника султана брунийского, занятого войною с возмутившимися подданными. Раджа умолял его продлить свое пребывание в его владениях, надеясь, что присутствие его приведет в страх бунтовщиков; но Брук не счел приличным согласиться на эту просьбу.

Он снова вышел в море, и не прежде следующего года возвратился в Саравак. На этот раз он согласился вмешаться в междоусобия страны. Вскоре потом, по усильным просьбам Муды Гассима, он принял звание правителя области и был утвержден в этой должности самим султаном.

Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
Голландская Индия. Политика Голландии и морские разбои в Зондском архипелаге // Москвитянин, № 13. 1853
Фото: портрет Джемса Брука, интернет.

×××××

ИНТЕРЕСНОЕ
Индонезия: Батавия XVI-XVIII веков
Индонезия 1855: письмо с Явы асгантского негра
Индонезия XIX век: тропические фрукты на русский вкус
Индонезия 1893: рассказ русской княгини о Батавии
Индонезия 1893: образ жизни и гардероб в тропиках
Индонезия 1894: порядки на Яве, Суматре, Бали, Ломбоке
Индонезия 1894: кем был русский советник раджи Ломбока
Индонезия 1895: заметки первого русского консула
Индонезия 1900: гороскоп, брак, развод, роды, похороны

×××××

Таиланд: 10 историй о храмах и предсказаниях
Таиланд: Король Чулалонгкорн в России в 1897 г.
Таиланд: инструкция первому консулу России в королевстве Сиам
Парусных дел мастер о Сиаме и Японии в 1650 год

×××××

Вьетнам: бизнес и отдых
Камбоджа: бизнес и отдых
Китай: бизнес и отдых
Индонезия: бизнес и отдых
Малайзия: бизнес и отдых
Сингапур: бизнес и отдых
Таиланд: бизнес и отдых
Япония: бизнес и отдых