Япония 1855: храмы, бонзы, свадьба и похороны

0

Обряд и вероисповедания у японцев многоразличны: иные веру свою заключают в поклонении духам невидимым, — из которых дух света есть главное божество, другие обожают: огонь, солнце, луну и звезда; некоторые веруют в переселение душ в скотов, птиц и потому никаких животных не умерщвляют и мясное в пищу не употребляют; многие же веру свою поставляют в исполнении чрез бонзов одних только наружных обязанностей.

Храмов по городам и селениями часовен по горам и в лесах множество. Постройка храмов тотчас отличается от постройки домов своею изящностию, величиною и кровлею крыша. Не много вдали под навесом — большой колокол, в который при начатии службы, рано утром и поздно вечером ударяют несколько раз довольно часто молотом: при дверях большие каменные чаши с водою для омовения рук; в храме к одной стене наставлено множество кумиров: вылитых из серебра, меди и другого металла, вырезанных из кости и дерева.

Кумиры эти имеют вид разнородных животных и птиц, например: собак, зайцев, петухов; пред ними стоят небольшие подсвечники со свечами; посредине на помосте небольшая скамеечка с книгою на ней, по сторонам скамеечки два барабана круглые: направо звонкий и налево глухой. На моление не ходят, а если кто желает помолиться, придя один в храм, падая ниц лицом, указывает на кумира и просит бонзу принести ему в жертву сорочинское пшено и прочесть известное словословие. Бонза, приняв сорочинское пшено, после чего японец выходит, одевается в халат белого цвета, наполняет пшеном пустую голову кумира, между зуб его вкладывает зерна три или четыре и; присев на колена, начинает молитвословие по книге нараспев, долго кричит, переменяя тоны голоса и при перемене тона — бьет в звонкий барабану трет в руках своих четки (рисунок четок), а когда кончит молитву, то раз ударит в глухой барабан, с величайшим вниманием около минуты посмотрит на того кумира, которому пел молитву, за тем еще тише ударит в глухой же барабан, встанет и тихонько отойдет в свое жилое отделение. После чрез несколько минут выбрав из головы кумира пшено, употребит в свою пользу. Я неоднократно бывал очевидцем такого однообразного моления у японцев, а по времени узнал от бонзы, что ударение его раз в глухой барабан, означает то, что жертва кумиром принята, а удар второй — выражает, что кумир опочил, или заснул.

Япония 1855: записки священника Василия Махова
Япония 1855: климат, дома, убранство
Япония 1855: внешность и одежда японцев
Япония 1855: трапеза, манеры, праздники
Япония 1855: храмы, бонзы, свадьба и похороны

Духовенство японское — бонзы живут по два и по три в храме, тут же — пред кумирами своими — они едят пищу, курят табак, пьют чай и разговаривают о всем житейскому. Они подведомы старшим над ними духовным властям, а власти эти зависят от духовного императора, который, кроме светского императора, никогда и ни кем из народов не видим. Он места бонзам раздает за деньги, за деньги же нередко прославляет бонзу по смерти и повелевает ставить пред тем храмом, в котором служил умерший, памятник в виде истукана. Правда редко это бываем, но я видел таковых истуканов несколько при разных храмах.

Кроме белого духовенства, есть секта монашествующих, которые живут по горам и моление свое отправляют в часовнях. Бонзы голову бреют начисто, во время молитвословия перекидывают чрез плечо широкий пояс, на конце которого сумка и колокольчики. Обряды совершаемые духовенством при рождении младенца, бракосочетании и погребении умерших видел я лично.

Как только народится младенец, бонзу призывают в дом, здесь он распевает один около четверти часа по книге, — за тем на младенца надевает шелковые халат, опоясывает и за пояс закладывает трубку, кошелек с табаком, огнивом и тем дело кончается.

Брак совершается тоже в присутствии Бонзы в доме; он с полчаса читает по книге на-распев, потом жених берет руку невесты, сжимает ее крепко так, что последняя вскрикнет, далее ей чернят зубы каким-то крепким составом и тем обряд оканчивается. Между тем отец и мать невеста горько плачут о будущей судьбе своей дочери. Число лет для бракосочетающихся не означено; с 10-ти летнего однакож возраста японцы вступают в брак; у каждого японца по одной законной жене, кроме которой ему предоставляется право иметь при себе еще трех жен, они живут все вместе при японце; в праве и распоряжениях по хозяйству подчиняются старшей, т. е. законной жене его. Развод с женами у японцев не воспрещается: каждый имеет право разводиться с женою своею самопроизвольно, без всякого дозволения на то от правительства. Ни отец с матерью, ни кто другой сторонний человек не могут принять в дом свой той женщины, которая, быв замужем, отчуждена им от себя.

Япония 1904 год: острова и горы
Япония 1904 год: климат, флора, фауна
Япония 1904 год: дома, люди, стихия
Япония 1904 год: быт и семья
Япония 1904 год: грамотность
Япония 1904 год: религия
Япония 1904 год: микадо Муцухито

Погребение умерших совершается довольно замечательно: призванный в дом бонза читает над умершим несколько по книге; мертвого опускают в сидячем положении в ящик, заколачивают гвоздями, вечером несут за город и там сожигают на огне. Пепел зарывают в землю и ставят памятник, в памятнике делают небольшой ящичек, в который в известное время кладут деньги для бонзов и горных монахов. Богатые люди предают тела умерших своих родных земле, на кладбищах, без сожигания, при этом случае бывает особенная церемония, та, что старшего бонзу несут до кладбища за гробом на плечах носильщик, а младший идет пеший, потом по два в ряд с древесными ветвями, идут провожатые, на кладбище бонзы много читают по книге на разноголосные тоны и во время этого гроб зарывают в землю.

Погребение умерших совершается у японцев не только без малейшего сожаления, скорби и плача, но с равнодушием и холодностию; самые ближайшие родные к умершему, во время похорон, веселятся, курят беспрерывно табак, устраняются и нетолько они сами, но даже никто сторонние не входят в ту комнату, в которой лежит тело покойника. Вообще о вероисповедании у японцев можно сказать, что люди сии находятся в величайшем заблуждении о истинном богопочтении.

***
Василий Емельянович Махов (1796 — 1864)
священник в походной церкови на фрегате «Диана». Полгода проведенные в Японии легли в основу рассказа о Японии середины XIX века, жителях, культуре и японских нравах. Страницы повествования о Японии входят в сочинение «Фрегат «Диана». Путевые записки бывшего в 1854 и 1855 годах в Японии протоиерея Василия Махова», изданное в 1867 году в Петербурге.

***
Текст воспроизводится по изданию:
Фрегат «Диана». Путевые записки бывшего в 1854 и 1855 годах в Японии протоиерея Василия Махова. — 1867.
Разбивка текста на фрагменты и их названия сделаны редакций «Бизнес и отдых»
для удобства восприятия современного читателя.

Иллюстрация: японская гравюра, интернет

***
ИНТЕРЕСНО: СОВРЕМЕННАЯ СЕРИЯ
Вьетнам: интересные истории
Япония: интересные истории
Япония: первоосновы бизнеса
Япония: особенности рекламы
Япония: визитная карточка
Япония: офисный дресс-код
Япония: один день в офисе
Япония: письмо в деловой культуре
Япония: школьная форма
Япония: молодежный стиль

***
ВЬЕТНАМ: ДАОССКИЕ ЛЕГЕНДЫ О БЕССМЕРТНЫХ
Вьетнам: глава бессмертных Тьи Донг Ты
Вьетнам: первая государыня Лиеу Хань
Вьетнам: женитьба на бессмертной Зянг Хыонг
Вьетнам: красавица на Волшебных Небесах