Япония 1904: мифологическая и достоверная история

0

Свою достоверную историю японцы хотят начинать именно с этого времени — от Джимму Тенно, т.е. за 600 лет до Рождества Христова. Для этого они стараются указать данные и в своих национальных архивах. Но самые древнейшие истории их написаны никак не раньше 8 века по Р. X. Таким образом и предание, из уст в уста передававшееся больше тысячи лет, не может иметь непререкаемого авторитета. Да и самые эти архивы весьма противоречивы и сами друг друга опровергают.

Современные этой эпохе китайские и корейские истории, в которых часто упоминается о «стране Ва», т.е. Японии, не согласны с японскими архивными данными, которые о связи Японии с небом говорят, вероятно, с иною целию, чем для раскрытия правды исторического факта. Осторожные и основательно изучившие историю ученые полагают, что данные японских архивов до 461 г. по Р. X. недействительны. Поэтому период от 600 г. до Р. X. и до 461 г. по Р. X. следует считать мифологической историей.

Это тем более приходится принять, что и в самых японских историях этого периода факты весьма спутаны и нередко дело и роль богов смешиваются с делом и ролью людей и наоборот. Даже самый факт исторического существования Джимму Тенно, восшедшего на престол за 600 лет до Р. X., весьма недостоверен, хотя японцы и думают, что сомневаться в исторической личности родоначальника теперешнего микадо равносильно измене самому микадо.

Скудные по своему содержанию японские истории этого периода отмечают только один видный факт этого раннего периода исторической жизни Японии, — это покорение Кореи императрицей Джинго. Она будто бы собрала армию и при помощи больших и малых рыб, а также пользуясь счастливыми ветрами и течениями, на мелких джонках перебралась в Корею и совершенно покорила себе всю страну, сделавши ее данницей себе. Японцы, конечно, крепко верят этой истории и весьма гордятся ранними военными успехами своей армии, проявленной ею в этой заграничной войне.

Корейские архивные памятники подтверждают это доминирующее японское влияние в Корее за данный период, но история императрицы Джинго специально в указанных деталях все-таки должна быть принимаема с величайшею осторожностью; как историческая личность, она могла быть и была, но сомнительно — нападала ли она на Корею.

Последним наиболее важным фактом в жизни Японии народные архивы отмечают введение в Японии из Китая искусств, знаний и учений, которые в первые века христианской эры занимали здесь господствующее место и имели сильное влияние на всю страну и весь народ. Науки, религия, философия, литература, законы, этика или наука о нравственности, медицина, искусства — все было целиком принято. Японцы являются больше учениками и подражателями Китая. Корея была посредницей в передаче этого континентального влияния в Японию. С этого времени устные предания уступают место твердым историческим архивным данным и начинается в собственном смысле история.

/…/ Как бы ни казалась увлекательной японцам мысль об их исторической давности, но по всем несомненным данным историю их можно начать никак не раньше половины пятого века по Р. X. По достоверным свидетельствам и китайское влияние в Японии началось только около половины шестого века, когда сюда занесен был из Китая буддизм. Сначала как буддизм, так и все китайское просвещение распространялось далеко не быстро и не всюду.

Однако столетия в два буддийские бонзы разнесли по всей стране и буддизм, и мораль и политику, и все прочее культурное достояние Китая. Этот широкий размах китайщины коснулся и управления Японии: оно было сцентрализовано на образец китайского. Во всех отношениях это был золотой век классической Японии.

В 670 году выступает на сцену сильная фамилия Фудзивара. Микадо в это время только по идее числился управителем, а на деле имел только показную власть и представительство. Самый образ жизни не способствовал сильной его власти. Окруженный женоподобным двором, живя в удовольствиях и разврате среди бонз и придворных дам, он едва ли был компетентен в делах управления. Кроме того императором часто бывал совершенный еще ребенок, который, приходя в возраст, часто должен был или свободно уступать, или по принуждению передавать трон другому ребенку, более его счастливому, но такому же слабому, как и он сам. Управление сосредоточивалось в руках более сильных вассалов.

Самая сильная фамилия, державшая бразды правления в своих руках от 670 до 1050 г. по Р. X., была фамилия Фудзивара: все важные посты были заполнены сыновьями его, в то время как дочери давались в жены слабоумным императорам. На почве этого слабого управления постепенно вырос феодализм.

В самураях (дворянский военный класс), проснулся воинственный дух, поднял армию и ниспроверг господствующий порядок вещей. Сильные роды Таира и Минамото попеременно держали власть в своих руках почти два века. Господствовали полное беззаконие и беспорядок. Кто ловко командовал людьми да брал верх над другим своей шпагой, тот и распоряжался страной. Вся Япония обратилась в военный лагерь, в котором начальники вели войны один против другого. Словом, в Японии тогда было то же, что и в Европе в период феодализма.

Фамилия Таира была смещена фамилией Минамото, глава которой, Иоритомо, настолько забрал власть в свои руки, что первый получил от киотоского императорского двора титул «сёогуна», на западе обыкновенно называвшегося «тайкоон».

С 1190 до 1867 г. сёогун был реальным властителем Японии; микадо оставался только в теории главой государства, как нисходящий сын богов, источник всяких наград, но жил в уединении и почти в дворцовом заключении, вдали от своих подданных; все функции управления были в руках сеогуна. Но и эта фамилия сменена была другой, а та третьей, когда потеряла силу и выродилась.

Автор: Архимандрит Андроник, 1904
Фото: старинная японская гравюра, интернет

Япония 1904: описание страны и красоты природы
Япония 1904: о вулканах, землетрясениях и цунами
Япония 1904: как японцы переносят жару и холод
Япония 1904: о вкусе фруктов, аромате цветов и пении птиц
Япония 1904: теории о происхождении нации
Япония 1904: период богов японской истории
Япония 1904: мифологическая и достоверная история
Япония 1904: контакты европейцев с Японией
Япония 1904: о работе японского телеграфа и почты
Япония 1904: внешность японцев в молодости и старости
Япония 1904: о достоинствах и недостатках характера японцев
Япония 1904: о патриотизме и харакири
Япония 1904: о любознательности и любопытстве японцев
Япония 1904: о трудолюбии и аккуратности японцев

Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
В Японии. Воспоминания и впечатления бывшего японского миссионера
// Русский вестник, № 5. 1904
Разбивка оригинального текста сочинения на тематические фрагменты и их описательные названия сделаны редакций «Бизнес и отдых» для удобства восприятия современного читателя. Все имена собственные, титулы и географические названия сохранены согласно источнику, и потому могут отличаться от современной транскрипции.

×××××

ЯПОНИЯ: БИЗНЕС СТИЛЬ
Япония: первоосновы бизнеса
Япония: особенности рекламы
Япония: визитная карточка
Япония: офисный дресс-код
Япония: один день в офисе
Япония: письмо в деловой культуре

×××××

ИНТЕРЕСНОЕ: СТРАНЫ АЗИИ
Япония: 33 интересные истории прошлого и настоящего
Япония: визитная карточка
Китай: Шанхай за четыре дня
Китай: родина чая Ханчжоу
Корея: дворцовые встречи с историей
Корея: вкусная жизнь
Камбоджа: какой бизнес открыть
Камбоджа: в поисках Ангкор-Вата
Вьетнам: 33 сказки и легенды
Вьетнам: 91 история – от мифов до дипломатии
Вьетнам: 22 истории про Тэт
Вьетнам: доклад 135 года до нашей эры

Таиланд: символика и значение флага
Таиланд: о почитании монахов
Таиланд: о почитании учителей
Таиланд: церемония вручения диплома
Таиланд: горячие и холодные сердца

×××××

СТРАНЫ АЗИИ: РЕТРО СЕРИЯ
Путешествие Яна Стрейса в Сиам и Японию в 1650 году
Сиам 1685: трактат о привилегиях для миссионеров и христиан
Сиам 1901: страна, люди и интересы России
Индонезия: Батавия XVI-XVIII веков
Индонезия XIX век: люди и нравы
Индонезия XIX век: женщины и яды
Индонезия XIX век: птицы, звери, цветы Явы
Вьетнам 1894-1897: описание Сайгона
Вьетнам 1894-1897: образ жизни в Сайгоне
Вьетнам 1894-1897: об акклиматизации европейцев

Япония XIII век: Марко Поло об острове Чипунгу
Япония IX в: Фудзияма Ки
Путешествие Яна Стрейса в Сиам и Японию в 1650 году
Япония 1678: Спафарий о Япан-острове
Япония 1812: записки флота капитана Головнина
Япония 1855: записки священника Василия Махова
Япония 1898: паломничество на гору Фудзи
Япония 1898: куда европейцы едут летом из Токио
Япония 1898: куда японцы едут летом из Токио
Япония 1898: о праздниках в Нагасаки

×××××

Вьетнам: бизнес и отдых
Камбоджа: бизнес и отдых
Китай: бизнес и отдых
Индонезия: бизнес и отдых
Малайзия: бизнес и отдых
Сингапур: бизнес и отдых
Таиланд: бизнес и отдых
Япония: бизнес и отдых