Япония: первоосновы бизнеса

0

«Доверие и постоянство» самые главные определения настоящего японского бизнеса. Если что-то было решено один раз, то это навсегда. Именно поэтому в Японии процесс принятия решения длится долго, чтобы все предусмотреть, учесть, просчитать все ситуации, оповестить всех возможных участников мероприятия, получить их согласие и т.д., и т.п. Процесс «подтвердить и уточнить» иногда приводит российских бизнесменов в полное недоумение.

Как часто можно услышать фразу: «Да что они такие тупые, что с одного раза нельзя понять и запомнить?!» Нет, память у них хорошая, просто так принято делать. Зато такой договор будет исполнен при любых обстоятельствах, потому что для уважающей себя компании это дело чести.

Небольшой пример. Однажды русская фирма заказала в японской фирме товар, но за время выполнения заказа, закупочная цена повысилась и довольно сильно. Однако японская фирма продала этот товар за ту цену, которая была зафиксирована в договоре, несмотря на убытки.

С другой стороны, такое четкое следование однажды выбранному плану, вызывает проблемы у самих японцев. На вопрос «Что делать?» у каждого русского в голове всегда есть план «А» и еще как минимум план «Б» и «В». На каждую непредсказуемость мы готовы ответить еще большей непредсказуемостью. Однако незапланированные японским умом ситуации все-таки случаются, и японцы справляются с ними тяжело.

Также интересно
Япония: Токио
Япония: Киото
Япония: Осака
Япония: один день в офисе

«Постоянный клиент» для японцев – святое. Японские фирмы дорожат клиентами (как и везде), а клиенты в свою очередь отвечают постоянством отношений с данной фирмой. Новые клиенты часто обращаются за услугами по чьей-то рекомендации. Рекомендация, знакомство – это двигатель отношений между японцами во всех сферах.

Если человек смог зарекомендовать себя хорошо хотя бы перед одним японцем, который пользуется уважением в определенном кругу, последний сам станет рекомендовать нового человека другим членам своего круга. Однако японец не будет этого делать до тех пор, пока на сто процентов не будет уверен, что его протеже не подведет и будет выполнять все правила круга, в который его пустили.

С японцами можно вести дела и очень активно, если стоять на основах честного открытого и взаимовыгодного бизнеса. Это не трудно. Просто мы разные, и с многими вещами придется мириться. Конечно, и в Японии есть самодуры и аферисты, но если не начать, то ничего не будет.

Автор: Ольга Хованчук, к.и.н
Координатор международных связей
Международного отдела Префектуры Ниигата
Подготовлено для проекта «Бизнес и отдых»