Япония: как появились первые семь поколений богов

0

Есть два значения. Есть значение «семи поколений» как следующих друг за другом и есть значение «семи поколений», включенных друг в друга. Взаимную включенность предполагает тайное толкование, и вот почему.

Владыка Вечно стоящий в стране, Куни-но Токотати, и владыка Хозяин священной середины Неба, Амэ-но Минака-нуси, по именам различны, но истинная основа у них одна. Имена есть, а образов нет.

Следующие пять поколений — это боги пяти первоначал: воды, огня, дерева, металла и земли. Это боги земли, воды, огня, ветра, пространства — пяти великих начал. Каждый из них пребывает на своем месте в череде богов. Когда говорят о полном устроении мира, называют владыку Зовущего, Идзанаги, и владычицу Зовущую, Идзанами. Но единая сущность при этом отнюдь не меняется и не создается заново.

Вопрос <9>. Каковы письменные свидетельства обо всем том, что ты сейчас говоришь?

Ответ. В «Истинных записях для тайной передачи» сказано: «Владыка Вечно стоящий в стране, Куни-но Токотати (этого бога нельзя ни назвать, ни увидеть, он являет благие силы и устанавливает достойные имена), когда ищет исток природы-судьбы, превращается в сердце, а сердце — в мысль. Мысль — в животворную силу, а сила — в божество. Образ и сущность рассеиваются, божество же не разрушается. Природа и судьба исчерпываются, божество же не исчезает. Образ и сущность меняются, божество же не изменяется. Природа и судьба превращаются, божество же остается постоянным. Поэтому его называют владыкой Вечно стоящим в стране, для него быть первым означает — быть вечным».

<В «Родословных богов и государей» этот же бог, на буддийский лад, зовется «чудесным сердцем», единым для всех миров и всех веков.>

В «Истинных записях для тайной передачи» сказано: «Владыка Плодородной земли в стране, Куни-но сацути (дверь в сокровищницу воды). Владыка Болот, где можно обильно черпать воду, Тоё-кумуну (дверь в сокровищницу огня). Владыка Первоначальной грязи, Ухидзини (дверь в сокровищницу дерева), и владычица Песчаной грязи, Сухидзини (его сестра-близнец, буйная душа). Владыка Дороги больших ворот, Оото-но до (дверь в сокровищницу металла), и владычица Проемов больших ворот, Оото-но мабэ (его сестра-близнец, буйная душа).

Владыка Прекрасный собою, Омодару (дверь в сокровищницу земли), и владычица Полная угрозы, Касиконэ (его сестра, буйная душа). Эти пять поколений, восемь богов-столпов — череда небесных божественных сияний. Хотя их возможно назвать и увидеть, четких образов и тел они еще не являют. Восседают чередою по порядку пяти великих начал. Поэтому их зовут богами-близнецами Неба и Земли».

<Согласно тому же источнику, шесть поколений богов, следующих за Вечно стоящим в стране, сущностно едины с ним, тела их всех — его единое тело.>

Также в «Основных записях о деяниях прошлых эпох» говорится: «Владыки ввосьмером нисходящие с неба, Амэ-якудари, — это боги первого поколения, которые, превращаясь, появляются сами по себе. Божества, втроем нисходящие с неба, Амэ-микудари, — это боги второго поколения, великие боги, которые появляются сами по себе.

Те, кого зовут владыками Небесного соединения, Амэ-но аи, и Небесного продолжения, Амэ-но цудзцки, — божества третьего поколения небесных богов, которые появляются сами по себе.

Владыка Восьмисот небесных солнц, Амэ-яхохи, — бог четвертого поколения небесных богов, которые появляются сами по себе. Владыка Восьмидесяти мириад небесных душ, Амэ-ясома-тама, — бог пятого поколения небесных богов, которые появляются сами по себе. Владыка Высокой царственной растущей души, Такасубэ-мусуби-но митама, а также те, кто зовется владыкой Высокой души, Такатама, и владыкой Высокого древа, Такаги, — это боги шестого поколения небесных богов, которые появляются сами по себе».

В «Истинных записях для тайной передачи» сказано: «Боги-духи ввосьмером сходящие с Неба (пять душ восседают в своих уделах, пять духов, пять постоянных называют их великими богами. Они создают вещество для десятков тысяч рождений).

Боги-духи, Втроем сходящие с Неба, бог-дух Небесного соединения, бог-дух Восьмисот небесных солнц, бог Восьмидесяти мириад небесных душ — эти пятеро богов, пять столпов, как раз и обретают жизненную силу и дыхание Неба и Земли.

Уже полностью обладают дыханием, образами, веществом, но еще не отделены друг от друга. Их именуют пятью великими духами. Эти боги по порядку восседают в своих сокровищницах. Поэтому то, что зовется божеством, — это основа рождения, а образ — обустройство рождения. Древними словами это называется: боги, которые, превращаясь, появляются сами по себе».

В «Записках о драгоценных горах» говорится: «Государь-властитель Высокой царственной растущей души (его же именуют верховным государем. Этот бог, владыка Высокой царственной растущей души, восседает как предок, как царь-государь высшего Неба. Поэтому его почитают как бога-предка государей). Владыка Желанного Золота, Омоиканэ (восседает как душа природы-мудрости)». Здесь впервые есть имена для отца и сына.

Дальше — раздел о равных уделах владыки Вечно стоящего в стране, Куни-но Токотати, и владыки Хозяина священной середины Неба, Амэ-но Минака-нуси. Согласно «Анналам Японии», «Посередине между Небом и Землей родилось нечто. Обликом было подобно ростку-почке тростника. И оно превращается, становится богом. Именуется владыкой Вечно стоящим в стране».

Согласно записи вещания божества, «В середине великого моря есть некая вещь, и ее плавучий образ подобен почке-ростку тростника. Внутри нее превращается-рождается бог-человек. Именуется владыкой Хозяином священной середины Неба. Именуется Срединной страной, Изобильной тростниковой равниной. А потому еще зовется царственным божеством Тоюкэ.

Оба бога возникают-превращаются изнутри единой вещи. Знаки «плавучий образ» создают то, что плывет. Раз так, то именно вода, огонь, дерево, металл, земля — пять поколений начиная с владыки Плодородной земли в стране, Куни-но сацути, — обустроены благими силами владыки Вечно стоящего в стране.

Земля, вода, огонь, ветер и небо — пять поколений начиная с богов-духов, ввосьмером сходящих с неба, — обустроены благими силами владыки Хозяина священной середины Неба. Они пребывают внутри единой сущности, еще не нисходят, не проявляются.

Или же это так вплоть до владык Зовущего и Зовущей, Идзанаги и Идзанами, или же вплоть до владыки Высокой царственной растущей души, Такасубэ-мусуби-но митама: тут впервые появляются почитаемые образы. Таковы начало, середина и конец. Это тайное и главное знание о поколениях богов. Нельзя не понимать!

Текст: Ватараи Иэюки
Фото: старинный японский рисунок, интернет
Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
Ватараи Иэюки. Всевозможные сведения о происхождении богов, небесных и земных // Восток, № 4. 2013 (пер. Н. Н. Трубниковой)

×××××

Япония 1852: состояние японских дорог и гостиниц
Япония 1904: о работе японского телеграфа и почты
Япония 1898: паломничество на гору Фудзи
Япония 1882: вокзал и путешествие по железной дороге
Япония 1812: добродетели и пороки
Япония 1904 год: микадо Муцухито

×××××

АЗИЯ: БИЗНЕС
Гонконг: рейтинг бизнеса 2017
Ю.Корея: рейтинг бизнеса 2017
Малайзия: рейтинг бизнеса 2017
Индонезия: рейтинг бизнеса 2017
Япония: рейтинг бизнеса 2017
Вьетнам: рейтинг бизнеса 2017