Япония: вышивание и роспись на шелке

0

Набивка шелковых материй совершается тем же способом как у нас набивают миткалевые платки. Ткань натянута целым полотнищем на узкую, длинную раму, набойщик обмакивает доску с нарезанным на ней рисунком в кадушку с краской и накладывает доску на ткань, повторяя рисунок вдоль всего куска; или он кистью мажет по трафаретке и таким образом переносит рисунок на ткань.

Апретуры не бывает и материи только промываются после набивки и окраски. Узкость материи и преобладание полосатых, темноцветных рисунков умаляют достоинство японских шелковых материй.

Фабрика шелковых материй которую нам показывали помещалась в низких, темных сараях. Главный рабочий, вероятно составитель красок, колорист, объяснил нам через гида что все краски растительного происхождения, что солей и кислот не употребляется, все составляется из сгущенных соков растений, из коры и сердцевины их, из экстрактов и смол.

Вышивание по шелку и бархату нам показывали в мастерских и магазинах. Мущины и женщины сидели на полу за пяльцами; много между ними было стариков и старух; вышивались целые, картины; парча, бархат и какая-то особая канва кроме шелковых материй служили фоном на который наносились контуры выполняемые разноцветными шелками, золотой и серебряной нитками.

Как и на японском фарфоре, на тканях сюжетами картин были цветы, растения и пейзажи, реже изображались птицы и еще реже жанр. Цвет вишни, хризантем, бамбук, сосна, аисты и журавли — излюбленные сюжеты.

Наиболее художественна та вышивка в которой нет золота. Где фигуры, там наверно можно предположить копию с китайского оригинала и подражание древне-японским образцам. Драконы во всех видах встречаются столь же часто в японских вышивках как и в китайских.

Мне пришлось приобресть вышивку-копию с оригинального рисунка знаменитого Кано: на гладком фоне несколькими смелыми штрихами изображена группа аистов; работы крайне мало, но всмотревшись в эту скромную по работе вышивку, невольно переносишься воображением на озеро, где среди подернутого утренним туманом камыша стоят грациозные птицы, и намеченные лишь немногими штрихами аисты становятся центром целого пейзажа.

Текст: П.С. Алексеев
Фото: старинный японский рисунок, интернет
Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
Путевые заметки по Японии (из дневника) // Русский вестник, № 2. 1902

×××××

Япония 1852: состояние японских дорог и гостиниц
Япония 1904: о работе японского телеграфа и почты
Япония 1898: паломничество на гору Фудзи
Япония 1882: вокзал и путешествие по железной дороге
Япония 1812: добродетели и пороки
Япония 1904 год: микадо Муцухито

×××××

АЗИЯ: БИЗНЕС
Гонконг: рейтинг бизнеса 2017
Ю.Корея: рейтинг бизнеса 2017
Малайзия: рейтинг бизнеса 2017
Индонезия: рейтинг бизнеса 2017
Япония: рейтинг бизнеса 2017
Вьетнам: рейтинг бизнеса 2017