Тибет (19 век): праздник нового года

0

Прежде всего надобно заметить, что в Тибете очень трудно узнать день Нового года, потому что у Тибетцев год разделен на луны и в каждой луне есть несколько несчастных дней, которые пропускают.

Например, пятнадцатый день в луне несчастлив, и потому Тибетцы считают два раза сряду четырнадцатое число; если же случится несколько несчастных чисел сряду, то их также пропускают. От этого происходит такая путаница в тибетском календаре, что не только иностранцы, но и самые жители этой страны ничего в нем не понимают, предоставя эти хлопоты в полное распоряжение некоторых мудрецов, которым слепо верят.

Это неведение не мешает, однакож, жителям Тибета весело встречать Новый год в означенный день. Разве дети понимают что нибудь в летосчислениях? и, однакож, с какою радостью, с каким нетерпением ждут они Нового года и подарков.

Последние дни двенадцатой луны проходят в хлопотах и приготовлениях к празднику. Тибетцы закупают провизию, чистят домы сверху донизу, что случается только один раз в году, потому что вообще все Азиатцы не могут похвастать опрятностью, украшают комнаты, красят идолов Будды и зажигают перед ними душистые свечи и куренья.

С первым часом Нового года начинается праздник. Никто не спит в столице, и в одну минуту тишина сменяется громкими, радостными криками. К этим крикам присоединяется оглушительный концерт, составленный из колоколов, барабанов, бубен и тарелок, потому что другие инструменты неизвестны еще в Тибете.

Посреди этого шума все выбегают из домов и мчатся к друзьям с поздравлениями, предлагая им шарики из пшеничной муки с медом, от которых никто не смеет отказаться. Визиты эти продолжаются до утра.

С восходом солнца Тибетцы, непомня усталости, опять отправляются с визитами и новым угощением. Войдя в дом, они три раза кланяются идолу и сожигают перед ним ароматы, потом предлагают хозяину ложку чаю или варенья, который после этого сам обязан угостить посетителей.

Делая визиты, они носят из дома в дом неодни лакомства, но и вообще все кушанья, составляющие обед Тибетцев, который покажется европейским гастрономам очень бедным.

Вообще Тибетцы не разборчивы в кушаньях: и богатые, и бедные питаются большею частью тестом, приготовленным из муки тсинг-ку или черного ячменя с рисом и пшеном. В Лассе есть рыба, бараны, свинина, лошади, но цена им очень высока и потому мясо считается такою редкостью, что его подают как величайшее лакомство, и часто едят сырое, запивая крепким напитком из ячменя.

Тибетцы хорошо выделывают посуду, но у них нет фарфора, и они употребляют во время стола красивые чашки, сделанные из корня одного драгоценного дерева, растущего на горах Тибета. Эти чашки бывают разных цен, смотря по работе, и Тибетцы везде носят их с собою.

Праздники не заключаются в одних визитах и угощениях: после них начинаются танцы, пение и даже театральные представления.

Группы детей переходят от одного дома к другому и поют нежными голосами какие-то гимны, сопровождая пение топаньем в такт и звоном колокольчиков. Потом начинаются танцы духов, которые состоят из акробатических штук почти сверхъестественных и невозможных.

Длинная, крепкая веревка прикреплена на верху горы Буддэ-Ла и проведена вниз. По этой веревке бегают и танцуют ловкие и проворные Тибетцы, которых можно принять за обезьян.

На главной площади устроены подмостки для театральных представлений. Это искусство у Тибетцев в младенчестве. У них нет ни кулис, ни пьес. Все актёры стоят на сцене, и каждый делает, что умеет. Один поёт, другой танцует, третий кувыркается, скачет, ломается и публика остается очень довольна. У всех актёров черная маска с белой бородой. Все они в зеленой тунике, подвязанной желтым поясом у всех, и к концу туники привязаны снурки с большими клочками белой шерсти, которая летает вокруг танцоров, сопровождая все движения их.

Эти представления продолжаются два часа, после чего все артисты становятся в ряд и высовывают язык, низко кланяясь. Публика, в благодарность, дарит им шарфы счастия. Эти два обыкновения принадлежат только Тибету. Высунуть язык означает самую утонченную вежливость в Тибете, без чего можно поссориться с лучшим другом.

Шарф счастия или ката, — кусок тонкой шелковой материи с бахрамой на концах, и без него не может быть никаких отношений в Тибете. У каждого жителя Лассы должен быть большой запас этих шарфов, потому что, приходит ли к нему приятель, встречает ли он знакомого, делает ли он сам визит, он обязан при каждом случае предложить шарф счастия, что означает самое нежное расположение и дружбу. Даже письма и подарки завертываются в эти шарфы, без чего произошла бы ссора или неприятности.

В праздники Тибетцы одевают лучшие свои платья, вплетают в волосы драгоценные камни, надевают на голову голубые или красные токи. Широкие халаты перетянуты красным кушаком, сапоги сделаны из красного или фиолетового сукна.

Текст: автор неизвестен (1853)
Фото: картина Н.Рериха
Фрагмент текста воспроизведен по изданию: Празднование Нового года в Лассе, столите Тибета // Журнал для чтения воспитанникам военно-учебных заведений, Том 102. № 405. 1853

×××××

Япония: премудрости производства чая
Япония 1852: состояние японских дорог и гостиниц
Япония 1904: о работе японского телеграфа и почты
Япония 1812: добродетели и пороки
Япония 1904 год: микадо Муцухито
Япония (16 в.): искусство дарить подарки — Часть 1
Япония (16 в.): искусство дарить подарки — Часть 2

×××××

АЗИЯ: БИЗНЕС
Гонконг: рейтинг бизнеса 2017
Ю.Корея: рейтинг бизнеса 2017
Малайзия: рейтинг бизнеса 2017
Индонезия: рейтинг бизнеса 2017
Япония: рейтинг бизнеса 2017
Вьетнам: рейтинг бизнеса 2017