Вьетнам 100 лет назад: жизнь и быт мандаринов

0

Король был жрецом и властелином Аннама, но мандарины получали места по общим конкурсам: все дети до 14-ти лет ходят в деревенскую школу и могли два раза в год держать экзамен в главном городе провинции; выбранные продолжали трехлетий курс в школе провинции, а после испытания на первую ученую степень выступают на конкурс (в три года один раз) в столице для получения второй ученой степени, дающей право на звание мандарина, в виду обнаруженного знания всех деталей обычного права, прав политических, философии и религии; вот почему аннамит уважал и уважает мандарина-носителя народной мудрости, судью, способного разрешить любую житейскую коллизию в виду знания старых книг.

Французы заняли Кохинхину и Аннам; в первой оставили общины и кантоны по прежнему, уничтожив остальное высшее управление, конкурсные экзамены и управление мандаринов, заведя армию чиновников.

До 1860 года шесть провинций управлялись 50-ю мандаринами с губернатором во главе; французы расчленили на 20 провинций и ввели администрацию и судей в 300 человек с губернатором во главе, т. е. один чиновник на 8,000 жителей, а у голландцев на Яве один на 76,000 чел., но если прибавить 150 учителей, 30 казначеев, лесников, техников, 500 таможенных, то окажется один чиновник на 1,700 жителей, не считая множества переводчиков, так как аннамитского языка французы не знают.

Вводя новые порядки, завоеватели не считались с тем, что пред ними народ самобытный, с своими порядками и привычками, ничуть не опасными для пришельцев; среда мандаринов не каста жрецов, доступ свободен всякому, мандарины путь к управлению, наличная власть, а разгоряченные победой — отстранили эту власть, считая ее вредной, неспособной к развитию, узкой, алчной и невыносимой по безнравственности.

Это верно, что их науки мертвы для европейца; но какое дело аннамиту до европейской культуры? он ее не знал и никогда об ней не слыхал, его воспитание чуждо для нас, но родное для него в этих преданиях и философии — сила развития его родины и суть его мысли.

Миссионеры были первыми советниками завоевателей, те миссионеры, которые испытали на себе силу власти носителей туземной морали — мандаринов и последние были отомщены; но справедливо ли? управление велось открыто, аннамитское начальство не выделялось богатством среди прочих обывателей: дома немного просторнее, платье получше, тот же стол простой и однообразный.

Автор: Дм. Симонов
Текст воспроизведен по изданию:
На досуге в французском Индо-Китае. В Кохинхине 1894 и 1897 гг.
// Военный сборник, № 1. 1902
Фото: интернет

×××××

СТРАНЫ АЗИИ:  РЕТРО СЕРИЯ
Сингапур XIХ век: русские впечатления
Индонезия XIХ век: европейцы на Яве
Описание Боробудура в 1853 году
Малайзия: Пенанг и Джорджтаун
Шанхай: русские очерки 1853 года
Гонконг: русские очерки 1853 года
Вьетнам 100 лет назад: модные костюмы мужчин и женщин

×××××

ВЬЕТНАМ: ИНТЕРЕСНОЕ
Вьетнам: как иностранцу начать свой бизнес
Вьетнам: современная офисная магия
Вьетнам: ритуал для защиты автомобиля
Вьетнам: почему нельзя поднимать деньги с земли
Вьетнам: ритуальные деньги и закон
Интервью Посла России во Вьетнаме К.В.Внукова
Пегас Туристик: шесть сезонов Вьетнама

×××××

Вьетнам: бизнес и отдых
Камбоджа: бизнес и отдых
Китай: бизнес и отдых
Индонезия: бизнес и отдых
Малайзия: бизнес и отдых
Сингапур: бизнес и отдых
Таиланд: бизнес и отдых
Япония: бизнес и отдых