Вьетнам 1835: семейный уклад, развод, наследство

0

Хотя в Аннаме живет множество китайцев, еще со времен  Ханьской   династии, но характер и обычаи коренных племен остаются почти во всей силе между простым народом. Обман, легковерие, скупость составляют несноснейшие пороки народа. Мущины или гуляют и играют в карты, или же праздно сидят дома, едят и спят, предоставляя жене заботы о хозяйстве.

Носят черные кафтаны и красные панталоны, а на голове шляпу из бамбука, на подобие котла. При встрече с знакомыми, снимают шляпу, и скрестив руки, кланяются, в знав почтения. Не моют платья пока оно не изорвется; и в нем несметное множество беспокойных насекомых, которых они, поймав кладут в рот и кусают. Это делает не один простой народ, но и чиновники; при гостях, и в должности, и это не считается странным. Все любят купаться; даже зимой окачиваются холодною водою.

Женщины ходят босые. Выходя на рынок, они связывают волосы в пучок; обвертывают голову куском материи, и сверху надевают плоскую шляпу. Одеваются в длинное до самой земли платье, с узкими рукавами, сделанное из чорной или красной материи; на шее носят ожерелье из яшмы или сердолика, иногда надевают на кисть руки чугунное запястье; не носят юбки, не белятся, не румянятся.

Взяв на плечи съестные припади, или другие вещи, они отправляются на рынок, называемый Бай хан цзянь, и там раскладывают их на земле. Базар собирается два раза в день: утром и вечером; товары раскладываются без особенного порядка, но во множестве. Чай, лекарства, фарфор, готовое платье, большею частию привозятся морем из Китая и китайскими купцами.

При заключении брачных союзов, число и цена подарков родным невесты неопределены, и беднейшие платят не более десяти связок монеты. В назначенный день жених со свахой отправляется в дом невесты, и ведет ее в свой дом; невеста идет пешком. Это шествие, при котором не бывает ни фонарей, ни разных украшений, ни даже музыки, сопровождают одни женщины из обоих породнившихся домов. Если жена пожелает развестись с мужем, то она обязана только возвратить мужу свадебные дары, и за тем свободна. Девушки предпочитают выходить замуж за китайцев.

Наследство по народному обычаю разделяется между сыновьями и дочерьми; равным образом замечательно и то, что, при жертвоприношении предкам, глава семейства приносит жертву умершим родителям жены наравне с своими. В честь умерших не ставят дощечек с надписью их имен; но пишут стихи, наклеивают на стенах, и ставят столы с куреньем. Дух, которому в каждом доме приносят жертву, как покровителю жилищ, называется  Бэнь тоу гун . На средине двора приносят жертву девам девяти небес. Для этого вкапывают в землю высокую мачту, к вершине которой привязывают небольшой кивот, и в нем зажигают курения; внизу подле мачты садят тонкий бамбук и разные цветы. В кумирнях не бывает ни скульптурных, ни живописных изображений духов или святых, а только ставятся дощечки, с надписью их имен. Для призывания духов один человек идет и поет песни, по сторонам его идут восемь человек и бьют в барабаны, под такт песни; других инструментов вовсе нет. При входе в кумирню сожигают множество ракет, говоря, что это приносит счастие.

Записки китайца об Аннаме в 1835 году
Вьетнам 1835: государь и чиновники
Вьетнам 1835: солдаты губернские и уездные
Вьетнам 1835: правосудие, нравы, налоги
Вьетнам 1835: тренировка боевых слонов
Вьетнам 1835: семейный уклад, развод, наследство
Вьетнам 1835: жилища, трапеза, праздники
Вьетнам 1835: торговля, земледелие и товары

***
Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
Записки китайца об Аннаме // Восточный сборник, Том 1. СПб. 1877
Фото: интернет

Разбивка оригинального текста сочинения на тематические фрагменты и их описательные названия сделаны редакций «Бизнес и отдых» для удобства восприятия современного читателя. В XIX веке южная часть Вьетнама официально называлась Кохинхина, центральная часть — Аннам, северная — Тонкин.

×××××

Вьетнам 1882: по реке от Вунгтау до Сайгона
Вьетнам 1882: отели Сайгона и их постояльцы
Вьетнам 1882: прогулка по улицам Сайгона
Вьетнам 1882: люди, внешность, одежда, нравы
Вьетнам 1882: покупки в Сайгоне и носильшики
Вьетнам 1882: сайгонская стража, войска и казармы

×××××
Япония 1882: кто такие курума и дженерикши
Япония 1882: замечательные черты городов
Япония 1882: мужское и женское платье
Япония 1882: носки, сокки и гета японцев
Япония 1882: вокзал и путешествие по железной дороге
Япония 1882: прическа, шпильки, веер и зонтик
Япония 1882: о миловидности японских женщин
Япония 1882: внешние данные японцев

×××××

ВЬЕТНАМ: РЕТРО СЕРИЯ — XIX ВЕК
Вьетнам: Кохинхина в 1826 году
Вьетнам: Кохинхина в 1858 году
Тонкин 1883 год: люди и нравы
Тонкин 1883 год: дары земли, ярмарки, налоги
Тонкин 1883 год: о повстанцах и разбойниках
Тонкин XIX век: приключения Дюпюи
Вьетнам: ботанический сад Сайгона в 1891 году

×××××

ЯПОНИЯ: РЕТРО СЕРИЯ
Япония XIII век: Марко Поло об острове Чипунгу
Япония IX в: Фудзияма Ки
Япония 1678: Спафарий о Япан-острове
Япония 1804: дневники И.Крузенштерна
Япония 1805: голландцы и англичане в очерке И.Крузенштерна
Япония 1812: записки флота капитана Головнина
Япония 1855: записки священника Василия Махова

×××××

ИНТЕРЕСНОЕ: СОВРЕМЕННАЯ СЕРИЯ
Япония: 33 интересные истории прошлого и настоящего
Япония: визитная карточка
Япония: рейтинг бизнеса 2017
Вьетнам: 33 сказки и легенды
Вьетнам: 91 история – от мифов до дипломатии
Вьетнам: 22 истории про Тэт
Вьетнам: 10 вкусных историй