Вьетнам 1894-1897: о женщинах и семье

0

Аннамиты — сообразительный, работящий народ; в их внешности характерно: небольшое, желтое лицо, черные занузданные глаза, выдавшиеся скулы, широкий рот и приплюснутый нос; небольшого роста, с высокой грудью и узкими бедрами они отличаются проворством и ловкостью, что пополняет недостаток силы; их особенность — отделенный большой палец ноги, что сообщает конечностям огромную свободу: аннамит захватывает ногой с земли какой-нибудь предмет и так поднимает его на высоту локтя.

Аннамитки хорошо сложены и имеют приятный вид; в их обхождении, в манерах видна несомненная женственность, они не живут взаперти, свободно выходят из дому и страшно любят зрелища; жена управляет домом самостоятельно, аннамит работает или служит, «мой муж старшина деревни, а я распоряжаюсь в своем доме», — отвечала аннамитка, на вопрос, нельзя ли просить у старшины дать нам место для отдыха; аннамиту разрешается иметь 2-х-3-х жен, но лишь с согласия первой жены и с обязательством для каждой жены строить отдельный дом, притом первая жена мать всех детей мужа, а остальные жены считаются тетками даже собственных детей. Такое положение женщины в семье настойчиво указывает сильное средство европеизации населения — европейское воспитание женщин, к счастью менее консервативных, нежели мужчины, поддающиеся влиянию своих жен.

В аннамитском городке Чолен я познакомился с домом французского резидента, легально женатого на хорошенькой, стройной аннамитке; ее отец богатый купец, префект города, отдавал своих дочерей на воспитание сестрам монастыря Sainte-Enfance в Сайгоне, все они прекрасно говорили по французски, знали весь Восток, вели содержательный разговор и не могли сказать о Владивостоке: «Sapristi! mais c’est tout a fait au pole du nord», как случилось с одним стрелковым офицером в военном собрании при расспросе откуда я, куда и как?

В восточной части дома за богатой завесой помещен жертвенник в пять ярусов, посвященный предкам, наверху дощечки, а внизу ставят приношения.

Прически и костюмы мужчин и женщин довольно схожи, что вводит в заблуждение приезжих и доставляет зубоскалам случай посмеяться; одежда — длинная (ниже колен) шелковая рубашка без воротника, разрезанная сбоку от бедра, черная у мужчин, белая, зеленая или фиолетовая — у женщин, ниже широкие шаровары, все ходят босиком, кроме должностных лиц, одевающих чулки и башмаки белые или лакированные; городские demoiselles a la mode тоже обуваются в ладьеобразные бабуши, придающие развинченную походку.

Длинные волосы собраны в шиньон, заколоты черепаховым гребнем, на голове огромная соломенная шляпа белого цвета с помпоном наверху.

Аннамиты легко меняют свой костюм, удобный в этом климате — на европейский, стригут волосы, носят пробковые каски, и это их не уродует; не то у женщин: довольно грациозные в своих туниках, они каррикатурны в европейских туалетах, но раз аннамитка появляется на улице с мужем-французом, она обязательно одета по-европейски; хотя жена резидента г. Чолен как вне дома, так и у себя одевалась, как все конгаиски; да здесь и француженки до 5-ти час. вечера не одевают выездных костюмов, не затягиваются, а выезжают в просторных блузках.

Семья основа всех отношений туземца и тут руководятся непоколебимыми вековыми традициями: отец глава семьи в хозяйственных, религиозных и общественных отношениях, он единственный судья всех недоразумений между своими, которые безусловно подчиняются его решению; мы говорили, как составляется семья и упомянули о культе предков; по смерти душа человека переходит в новое состояние, его тело, преданное земле, остается в ней, но незримый дух предка остается попечителем дома и промыслов семьи — полей, рыбной ловли, торговли и т. п.; сюда присоединилось учение Конфуция, устанавливающее отношения царя и подданных, отца и детей, жены и мужа и житейские наставления. «Не открывай твоих мыслей даже родному брату», говорит учитель жизни и попробуйте вызвать аннамита на искренность — пустая трата усилий, соберите все улики и обрушьтесь на уличаемого, он не сознается в своем поступке или никогда или спустя долгое время и скажет, «это было давно, я уже забыл».

Аннамит признает единство высшей силы, своего короля-первосвященника, предков, создавших его семью и великих граждан, спасших или прославивших его отечество; вообще же в аннамите достаточная доза религиозного безразличия, безучастия и даже отрицания, он мало склонен обращаться к высшей силе; у домашнего алтаря предков совершаются свадьбы, похороны, празднуют рождение и иные акты жизни; лишь то, что связано с стихийными явлениями, требует совершения ритуала в общественном месте с приглашением бонзы, а кое-когда и колдуна; отсутствие публичного ритуала — возможное наследие раннего браманизма, ведь в Японии даже моление, о таких семейных событиях, как желание рождения детей, требует службы в храме, где имеются специальные для этой цели часовенки, а аннамитка помолится у алтарика в доме. Храмы в стране встречаются не часто, просты, небогаты, кроме древних, например, кмерских Анкоры, где множество грациозных, нежных, замысловатых деталей и поражающие колосальные размеры общего.

Безучастный к храму и религии аннамит азартен в играх и любви развлечений; он способен проиграть деньги, свой труд и семью, проторчать целый день перед пагодой, если будет процессия или зрелища и, представьте себе, во дворах храмов ломаются акробаты, диковинные жонглеры, декламируют, по вечерам устраивают илюминацию и фейерверк.

Вьетнам 1894-1897: описание Сайгона
Вьетнам 1894-1897: образ жизни в Сайгоне
Вьетнам 1894-1897: об акклиматизации европейцев
Вьетнам 1894-1897: колониальный очерк
Вьетнам 1894-1897: Меконга мутные воды
Вьетнам 1894-1897: о женщинах и семье
Вьетнам 1894-1897: о хозяйстве и бюджете
Вьетнам 1894-1897: на что жалуются французы
Вьетнам 1894-1897: о французах и аннамитах
Вьетнам 1894-1897: король, мандарины, миссионеры

Фрагмент текста воспроизведен по изданию:
Дмитрий Симонов На досуге в французском Индо-Китае.
В Кохинхине 1894 и 1897 гг.
// Военный сборник, № 1. 1902
Фото: интернет

Разбивка оригинального текста сочинения на тематические фрагменты и их описательные названия сделаны редакций «Бизнес и отдых» для удобства восприятия современного читателя. В XIX веке южная часть Вьетнама официально называлась Кохинхина.

×××××

ВЬЕТНАМ: РЕТРО СЕРИЯ
Рассказы путешественников XIX века о Вьетнаме на русском языке по публикациям в журналах Московский телеграф, Вестник Европы и Русский Вестник 1826-1896 годов, мемуарах и путевых дневниках.

Вьетнам: Кохинхина в 1826 году
Индокитайский полуостров в 1826 году
Вьетнам: Кохинхина в 1858 году

Вьетнам 1835: государь и чиновники
Вьетнам 1835: солдаты губернские и уездные
Вьетнам 1835: правосудие, нравы, налоги
Вьетнам 1835: тренировка боевых слонов
Вьетнам 1835: семейный уклад, развод, наследство
Вьетнам 1835: жилища, трапеза, праздники
Вьетнам 1835: торговля, земледелие и товары

×××××

Вьетнам 1882: по реке от Вунгтау до Сайгона
Вьетнам 1882: отели Сайгона и их постояльцы
Вьетнам 1882: прогулка по улицам Сайгона
Вьетнам 1882: люди, внешность, одежда, нравы
Вьетнам 1882: покупки в Сайгоне и носильшики
Вьетнам 1882: сайгонская стража, войска и казармы
Тонкин 1883 год: люди и нравы
Тонкин 1883 год: дары земли, ярмарки, налоги
Тонкин 1883 год: о повстанцах и разбойниках
Тонкин XIX век: приключения Дюпюи

×××××

ИНТЕРЕСНОЕ О ВЬЕТНАМЕ: СОВРЕМЕННАЯ СЕРИЯ
Вьетнам: 22 истории про Тэт
Вьетнам: культ предков сегодня
Вьетнам: домашний алтарь предков
Вьетнам: современная офисная магия
Вьетнам: ритуал для защиты автомобиля
Вьетнам: красивый номер или фэншуй телефона
Вьетнам: бизнес магия праздника Тэт
Вьетнам: открытие офиса после праздника Тэт
Вьетнам: тайный смысл лубочных картинок
Вьетнам: традиционные лубочные картинки
Вьетнам: лаковые картины

×××××
Вьетнам: деньги загробного мира
Вьетнам: ритуальные банкноты
Вьетнам: гадание на монетах
Вьетнам: для чего люди жгут деньги
Вьетнам: почему нельзя поднимать деньги с земли

Вьетнамские фрукты: карамбола
Вьетнамские фрукты: папайя

Вьетнамская кухня: знаменитый суп «фо»
Вьетнамская кухня: жареные блинчики нем
Вьетнамская кухня: белые и желтые блинчики
Вьетнам: квартет креветок
Вьетнам: мясные фантазии
Вьетнам: горячая кастрюля лау
Вьетнам: традиционные сладости
Вьетнам: как готовят и едят пирог «бань чынг»

***

ИНТЕРЕСНОЕ: СТРАНЫ АЗИИ
Япония: 33 интересные истории прошлого и настоящего
Китай: Шанхай за четыре дня
Китай: родина чая Ханчжоу
Япония: визитная карточка
Корея: дворцовые встречи с историей
Корея: вкусная жизнь
Камбоджа: первая встреча
Камбоджа: в поисках Ангкор-Вата

×××××

ВЬЕТНАМ: БИЗНЕС
Вьетнам: свой бизнес (часть 1)
Вьетнам: свой бизнес (часть 2)
Вьетнам: свой бизнес (часть 3)
Вьетнам: свой бизнес (часть 4)
Вьетнам: ресторанный бизнес в Муйне
Вьетнам: недвижимость в тропической стране
Недвижимость во Вьетнаме: открытие продаж

Вьетнам: первая женщина-миллиардер поет русскую песню
Россия-Вьетнам: 67 лет дипломатических отношений — январь 2017

×××××

ВЕДЕНИЕ БИЗНЕСА В РАЗНЫХ СТРАНАХ
Вьетнам: рейтинг бизнеса 2017
Гонконг: рейтинг бизнеса 2017
Индонезия: рейтинг бизнеса 2017
Малайзия: рейтинг бизнеса 2017
Сингапур: рейтинг бизнеса 2017
Тайланд: рейтинг бизнеса 2017
Ю.Корея: рейтинг бизнеса 2017
Япония: рейтинг бизнеса 2017